«Оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию» , газета "Порядок и право" от 23.07.2015

Версия для печатиВерсия для печати

Как известно, на 16 съезде партии «Нұр Отан» Лидер Нации выдвинул пять институциональных реформ для укрепления государственности.

Сегодня в стране активно реализуются реформы, инициированные Главой государства в рамках Плана Нации «100 конкретных шагов – современное государство для всех».  Это модернизация всей страны в соответствии с вызовами нового времени, укрепление конкурентоспособных институтов общества. Стоит отметить также особую своевременность всех предлагаемых реформ и их системность, ведь каждый из приоритетов дополняет друг друга и вместе дает целостную картину будущего страны. И среди этих приоритетов особое внимание уделено судебной системе.

В своем недавнем  выступлении на страницах газеты «Казахстанская правда» председатель Верховного суда Республики Казахстан К. Мами отметил: «Судебная система нашей страны сегодня демонстрирует достаточно хорошую эффективность в вопросах обеспечения верховенства права. Об этом наглядно говорят многие международные индикаторы».

В соответствии со вторым приоритетом реформ «Обеспечение верховенства права» предусмотрено 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны, первый из которых предусматривает  оптимизацию инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная). Суд первой инстанции – районные суды, апелляционная инстанция – областной суд и кассационная инстанция – Верховный Суд. Данное предложение обусловлено критикой существующей судебной системы, когда в одном областном суде сосредоточены апелляционная и кассационная инстанции.  Чем больше промежуточных инстанций, тем больше возможностей для умышленного затягивания судебных процессов. Предлагается увеличение численности судей Верховного Суда и его аппарата. Также предлагается усиление роли апелляции, где должно применяться коллегиальное рассмотрение дел. Коллегиальное рассмотрение будет проводиться, исходя из степени сложности дела. К примеру, гражданские дела, рассмотренные в упрощенном заочном и приказном порядке, а также уголовные дела небольшой тяжести, не связанные с лишением свободы, можно оставить на единоличное рассмотрение судьи. По остальным категориям дел предлагается рассматривать их исключительно коллегиально.

В Верховном Суде планируется обеспечить предварительное рассмотрение жалоб или ходатайств. Предварительное ограничение подсудности предлагается по уголовным делам небольшой тяжести, а дела, связанные с уголовными проступками, и административные дела, как и сегодня, должны поступать в кассацию через прокуратуру.

По гражданским делам – дела упрощенного порядка, приказного производства – также должны находить окончательные решения в областных судах. Предполагается необходимым ввести ограничения по суммам иска, как в устоявшейся мировой практике.

В Верховном Суде также будет создана коллегия, которая займется рассмотрением дел с участием крупных инвесторов по первой инстанции. К подсудности этой коллегии предлагается отнести дела по выборным вопросам. Исходя из прогнозируемой нагрузки, возможна также передача других вопросов.

При Верховном Суде предполагается создание Международного консультативного совета, который будет оказывать содействие высшему судебному органу в имплементации в казахстанское правосудие передовых международных стандартов и судебной практики. В его состав будут входить авторитетные юристы, экономисты, финансисты, специалисты по отдельным узким отраслям права и в первую очередь иностранные эксперты.

Председатель Верховного суда Республики Казахстан К. Мами в своём выступлении также  отметил, что сегодня   львиная доля дел включает в себя именно дела гражданские. В стране активно развивается бизнес, работают порядка 900 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса.

В целом, предстоит большая и интересная работа по реформированию судебной системы. Предстоящие реформы - это продолжение эволюционного развития судебной системы в соответствии с текущими государственными приоритетами и задачами по повышению конкурентоспособности нации на новом этапе развития страны. Сегодня в нашем обществе есть чувство защищенности и стабильности, уверенность, что законы работают,  и человек может отстоять свои интересы. Это и есть доверие к государству и  самый главный показатель работоспособности судов страны.

 

 

                                                                                                                                                            Мурат Найманов,  

                                                                                                                                                  председатель Костанайского

                                                                                                                                                        городского суда