Председатель Костанайского областного суда Г.Мырзаке «Векторы масштабных реформ», Юридическая газета 04.08.2015 г.

Версия для печатиВерсия для печати

       В настоящее время в республике активно осуществляются институциональные реформы, начатые по инициативе Главы государства – Лидера нации, Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева, который представил стране и миру  План нации – 100 шагов «Современное государство для всех».

       В соответствии со второй институциональной реформой «Обеспечение верховенства закона» предусмотрено 19 конкретных шагов в сфере совершенствования правовой системы Казахстана. Большая часть из них посвящена реформированию национальной судебной системы.

       Необходимо отметить, что сегодня система правосудия страны обеспечивает динамичную эффективность по вопросам обеспечения верховенства права, о чем свидетельствуют многие признанные международные рейтинги. Среди них находится, например, Глобальный индекс конкурентоспособности, оценивающий показатели стабильности и независимости судов, в рамках которого за четыре последних года Казахстан улучшил свои индикаторы на 25 позиций. В текущем году в мировом рейтинге международной организации World Justice Project, оценивающей восемь ключевых показателей  (ограничение полномочий институтов власти, борьбу с коррупцией, общественный порядок и безопасность, защита основных прав человека, прозрачность институтов власти, соблюдение законности, гражданское правосудие и уголовное правосудие) Казахстан улучшил свои позиции сразу на 6 пунктов ( с 71 на 65). Профессиональный аспект деятельности казахстанских судов получил положительное признание Программы развития ООН в Казахстане, которая в этом году продолжит социологические исследования с опросом более 10 тысяч респондентов.    

       Кроме того, в этом же году республика добилась почетного права вступления во Всемирную Торговую Организацию. Большое внимание на предшествовавших этому переговорах было уделено состоянию судебной системы государства, практике защиты собственности, законных прав и интересов предпринимательства и инвесторов.

      Ключевые приоритеты работы национальной судебной системы были обозначены Президентом Республики Казахстан на прошедшем в ноябре 2013 года VI Съезде судей. Это последовательное совершенствование законодательных и процессуальных норм деятельности судов, совершенствование судоустройства, активное внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия, повышение профессионализма судебного корпуса.

       Эти приоритеты нашли свое непосредственное воплощение в целевых шагах институциональной реформы. Национальной комиссией по модернизации, по итогам большой работы, тщательного анализа действующего законодательства и международного опыта выделено два основных вектора реформ. Один из них направлен на модернизацию судопроизводства в стране. Второй – на совершенствование системы отбора и назначения судей.  В этих направлениях принято решение осуществить ряд мер.     

        Так, в ближайшее время будет произведена оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Это означает переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой.

        Таким образом, районные, городские и приравненные к ним суды будут осуществлять судопроизводство первой инстанции, в областных судах будет сосредоточена апелляционная инстанция, в Верховном Суде Республики Казахстан – кассационная инстанция.

       Во-многом, такой переход был обусловлен обоснованной критикой существующей системы, когда в одном и том же областном суде находится и апелляционная, и вышестоящая по отношению к ней кассационная инстанция. При этом, поскольку кассационная инстанция фактически выполняет функции надзора, логично выглядит передача этих функций Верховному Суду. Это соответствует также и международной практике других стран системы континентального права, к которой принадлежит и Казахстан, по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов.

       Усиление роли апелляционных инстанций на местах означает и усиление их ответственности. Для усиления эффективности их работы предлагается применение коллегиального рассмотрения дел. При этом, в зависимости от сложности и в целях процессуальной экономии, гражданские дела, рассмотренные в упрощенном порядке и в приказном производстве, то есть при отсутствии спора, а также уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, будут рассматриваться единолично. Будут также пересмотрены параметры кассационного обжалования в Верховном Суде. Например, ограничение подсудности предлагается по уголовным делам небольшой тяжести и административным делам, пересмотр которых должен будет производиться через органы прокуратуры, а гражданские дела упрощенного судопроизводства и приказного судопроизводства должны находить свое окончательное разрешение на уровне областей. Помимо этого, в соответствии с устоявшейся мировой практикой будут установлены ограничения по суммам исков, дела о которых будут подсудны кассационной инстанции, а также определена государственная пошлина. Это делается также для того, чтобы не содействовать нынешней практике умышленного затягивания дел стороной, не обладающей правовой аргументацией.

        Одним из шагов реформы является создание  отдельного  судопроизводства по инвестиционным спорам.

         Для рассмотрения инвестиционных споров образуется специализированный судебный состав в суде города Астаны, а для разрешения споров с участием крупных инвесторов – инвестиционная коллегия Верховного Суда Республики Казахстан.

        Помимо этого, в рамках финансового центра города Астаны, в соответствии с Указом Главы государства, создается специализированный финансовый суд. Он не входит в судебную систему страны и будет действовать в особом статусе, на примере суда Дубайского финансового центра (Объединенные Арабские Эмираты). Применимым правом судопроизводства в нем будут нормы общего права наряду с действующими в нашей стране нормами континентального права. Языком судопроизводства будет английский. Помимо этого, в Астане будет создан международный арбитражный центр (AIFC) на примере международного арбитражного центра в Дубае.  Он планируется как единый арбитражный центр для оперативного и эффективного рассмотрения коммерческих и хозяйственных споров. Проведенными в прошедшем году исследованиями было установлено, что действующие в стране арбитражные и третейские суды зачастую разобщены, не имеют единой сети, базы данных, слабо ориентированы на международный опыт. Создание международного центра станет мощным стимулом для их развития и обеспечения альтернативных способов разрешения споров, а также фактором снижения нагрузки на судебные органы и снижения уровня конфликтности гражданского общества.

        В целях применения мирового опыта одним из шагов реформ является  создание Международного Совета при Верховном Суде Республики Казахстан.  

        Задачей его деятельности является внедрение лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных судей и юристов.

       Необходимо отметить, что для создания такого Совета у Верховного Суда Республики Казахстан имеется значительный потенциал. Более 20 лет Верховный Суд активно сотрудничает с Международной ассоциацией судей, профильными комитетами Организации Объединенных Наций, такими организациями, как GTZ  ( организация, объединяющая в том числе экспертов-судей Германии), USAID  (по вопросам верховенства права и          повышения квалификации судей) и рядом других.

        Следующим шагом судебных реформ является сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам.

         Внесением соответствующих поправок в Гражданский процессуальный Кодекс Республики Казахстан будут сокращены случаи обязательного участия прокурора в гражданских судебных делах. Это позволит, с одной стороны, обеспечить действительную состязательность сторон, как принцип гражданского судопроизводства, а с другой стороны, сосредоточить внимание органов прокуратуры на приоритетных направлениях прокурорского надзора.

          Важным шагом институциональных реформ и подтверждением приверженности Казахстана мировым традициям демократии и верховенства права является расширение области применения суда присяжных.

          В настоящее время выработаны конкретные предложения по расширению области применения судов присяжных по пяти составам особо тяжких преступлений и законопроект об этом внесен в Парламент страны. 

         Актуальной задачей по реализации указанного шага является обеспечение судов всеми местными исполнительными органами постоянно обновляемыми списками граждан для участия в суде присяжных.

         Общепризнанному принципу состязательности будет соответствовать и такой шаг реформы, как обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах.

         Этот баланс будет обеспечиваться поэтапной передачей следственным судьям, уже действующим по новому Уголовно-процессуальному Кодексу Республики Казахстан, полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. В настоящее время предлагается передать на судебное санкционирование дополнительно 4 следственных действия (обыск, личный обыск, выемка, арест на имущество). В перспективе судебному контролю будут подлежать также и оперативно-розыскные действия правоохранительных органов, затрагивающие конституционные права граждан.

         Одним из важнейших шагов реформы является ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности.

         В этом направлении приняты согласованные решения по совершенствованию механизма отбора кандидатов. Предлагается повысить до 30 лет возрастной ценз для  кандидатов  в судьи, при этом не менее 5 лет их стажа должны быть  связаны с непосредственным участием в судебных процессах. При сдаче профессиональных квалификационных экзаменов для кандидатов дополнительно будет внедрена система ситуационных тестов и психологического тестирования. Кандидаты будут проходить перед решением вопроса о назначении их судьями годичную стажировку в действующих судах. При этом стажировка будет проходить на освобожденной основе, с выплатой стипендии, назначаемой в определенной пропорции ( от 50 до 70 %) от заработной платы судьи. После назначения молодые судьи будут проходить годичный испытательный период. 

        Помимо этого, в числе новелл является также сокращение срока действия квалификационного экзамена с 5 до 3 лет, привлечение СМИ к работе общественных советов при рекомендации судей на вышестоящие должности, он-лайн трансляции пленарных заседаний областных судов при обсуждении кандидатов в судьи.

        В целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики будет произведено выделение Института правосудия из структуры Академии государственного управления.

        Институт будет передан в ведение Верховного Суда Республики Казахстан и преобразован в Академию правосудия при Верховном суде в составе трех Институтов: Институт магистратуры для подготовки кандидатов в судьи из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование; Институт повышения квалификации для действующих судей и Научно-Исследовательский Институт.

        Это позволит реально выявлять недостатки в подготовке каждого магистранта и оперативно устранять таковые. Наличие мощного профильного научно-учебного центра повысит возможности повышения квалификации судей, а также проводить самостоятельные научные исследования, давать экспертизу проектам нормативных постановлений Верховного Суда, документам других министерств и ведомств, давать возможность действующим судьям осуществлять свой вклад в науку –публиковать основанные на практической деятельности научные труды и защищать диссертации.

         Кроме того, реформой будет усилена подотчетность судей и осуществлена разработка нового Этического Кодекса судей.

         Его положения уже активно обсуждаются на местах.

         Для обеспечения принципа меритократии, то есть продвижения по принципу профессионализма,  будут установлены требования о наличии для кандидата в судьи областного суда не менее 5 лет стажа работы судьей районного и приравненного к нему суда, а для кандидатов в судьи Верховного Суда Республики Казахстан – не менее 10 лет судейского стажа, из них не менее 5 лет судьей областного суда.

         Кроме того, для действующих судей предлагается ввести обязательное периодическое повышение квалификации ( 1 раз в 3 года).   

         Будут расширены возможности граждан по обжалованию действий судей в Судебное Жюри Верховного Суда Республики Казахстан, в составе которого будут созданы две комиссии – дисциплинарная и квалификационная. В компетенцию обновленного Жюри будут введены вопросы проверки на соответствие занимаемой должности раз в пять, а затем – в десять лет, а также при участии в конкурсе на занятие должности в вышестоящем суде.

         Предлагается также преобразовать действующий Высший Судебный Совет в постоянно действующий орган с самостоятельным штатом работников. Во многих развитых странах, например Франции или Италии, такой орган наполовину состоит из судей, а наполовину из прокуроров, адвокатов, правоведов, юридической общественности. На определенный период члены таких Советов освобождаются от своей основной работы и занимаются исключительно вопросами кадров для судебной системы.        

         Внедрение такого опыта у нас имело бы положительный результат.

         Для соответствия современнейшим требованиям внедряется  аудиовидеофиксация всех судебных процессов.

         В целях исключения приостановки записей или редактирования материалов вносятся соответствующие изменения в программное обеспечение технических комплексов. Система АВФ будет интегрирована с разделом «Судебный кабинет» на сайте Верховного Суда Республики Казахстан, что позволит гражданам – участникам процессов дистанционно просматривать и скачивать записи заседаний судов.

         Важным направлением внедрения АВФ является и обеспечение судебных процессов видеоконференцсвязью со следственными изоляторами и учреждениями уголовно-исправительной системы. Это приведет к экономии бюджетных средств на конвоирование и исключению других рисков, в том числе побегов и несанкционированных контактов осужденных, а также повышению безопасности. Напомню, что в г. Житикаре Костанайской области дислоцировано единственное в республике учреждение чрезвычайной безопасности, где содержатся лица, приговоренные к пожизненному лишению свободы.

         В ближайший период реализация институциональных реформ примет масштабный и предметный характер. Национальная судебная система имеет четкое видение путей реализации всех поручений Главы государства и готова к осуществлению конкретных шагов по обеспечению верховенства закона.