Обеспечение верховенства закона в рамках исполнения Плана «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Н.Назарбаева», газета "Порядок и право" от 23.07.2015

Версия для печатиВерсия для печати

Указанная тема является очень актуальной. Как  известно, в текущем году Главой государства инициированы пять институциональных реформ по вхождению Казахстана в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях. В свою очередь, во исполнение этих реформ разработаны 100 конкретных шагов по их реализации.

Одной из институциональных реформ является обеспечение верховенства закона, для реализации которой предусмотрено 19 целевых шагов.

Председателем Верховного суда РК Мами К.А. в недавно опубликованной статье говорится, что рабочей группой Национальной комиссии на сегодня выделены два вектора реформ. Первый – это совершенствование системы отбора судей, второй – модернизация судопроизводства республики. И по данному направлению принято решение осуществить ряд мер.

В частности, поддержаны предложения о повышении до 30 лет возрастного ценза для кандидатов в судьи, что предполагает изменение Конституции страны. При этом предлагается введение пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве, для таких специальностей, как секретари судов, работники прокуратуры и адвокаты. И перечень таких должностей предлагается закрепить законодательно.

Срок стажировки магистрантов в судах предлагается увеличить до одного года. В настоящее время срок обучения в магистратуре составляет два года, из них срок практических стажировок судьи – три месяца. Срок прохождения стажировки в судах других кандидатов – не магистрантов – будет также увеличен до одного года, и она будет проходить на освобожденной основе, с выплатой стипендии.

Для кандидатов предполагается установить заработную плату в размере от 50 до 70 % должностного оклада судьи.

Вводится годичный испытательный срок для вновь избранных судей. На них в это время будут возложены обязанности по рассмотрению административных дел, несложных гражданских и уголовных дел по преступлениям небольшой тяжести. По истечении испытательного срока кандидатура судьи должна будет утверждаться на пленарном заседании областного суда.

При положительном заключении их профессиональные качества будут оцениваться далее квалификационной комиссией судебного жюри. Затем их представят Высшему Судебному Совету для рекомендации для назначения указом Главы государства на постоянный срок. В случае отрицательного заключения пленарного заседания либо судебного жюри кандидатура отклоняется.

Также вводится институт поручительства за вновь назначенного судью действующим судьей.

По второму вектору реформы Национальной комиссией согласовано формирование трехзвенной судебной системы. Суд первой инстанции – районные суды, апелляционная инстанция – областной суд и кассационная инстанция – Верховный Суд.

Предлагается увеличение численности судей Верховного Суда и его аппарата.

Также предлагается усиление роли апелляции, где должно применяться коллегиальное рассмотрение дел. Коллегиальное рассмотрение будет проводиться, исходя из степени сложности дела. К примеру, гражданские дела, рассмотренные в упрощенном заочном и приказном порядке, а также уголовные дела небольшой тяжести, не связанные с лишением свободы, можно оставить на единоличное рассмотрение судьи. По остальным категориям дел предлагается рассматривать их исключительно коллегиально.

В Верховном Суде планируется обеспечить предварительное рассмотрение жалоб или ходатайств. Предварительное ограничение подсудности предлагается по уголовным делам небольшой тяжести, а дела, связанные с уголовными проступками, и административные дела, как и сегодня, должны поступать в кассацию через прокуратуру.

По гражданским делам – дела упрощенного порядка, приказного производства – также должны находить окончательные решения в областных судах. Предполагается необходимым ввести ограничения по суммам иска, как в устоявшейся мировой практике. Предлагается установить госпошлину при обращении в Верховный Суд с ходатайством по гражданским делам.

В Верховном Суде также будет создана коллегия, которая займется рассмотрением дел с участием крупных инвесторов по первой инстанции. К подсудности этой коллегии предлагается отнести дела по выборным вопросам. Исходя из прогнозируемой нагрузки, возможна также передача других вопросов.

 При Верховном Суде предполагается создание Международного консультативного совета, который будет оказывать содействие высшему судебному органу в имплементации в казахстанское правосудие передовых международных стандартов и судебной практики. В его состав будут входить авторитетные юристы, экономисты, финансисты, специалисты по отдельным узким отраслям права и в первую очередь иностранные эксперты.

Перечень дел с обязательным участием прокурора по гражданскому судопроизводству сокращается. Предлагается сохранить обязательное участие прокурора в следующих случаях: по инициативе суда или прокурора, когда затрагиваются интересы государства, в отношении граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя защитить, и когда требуется защита общественных интересов широкого круга лиц – это массовое увольнение, невыплата зарплаты большому трудовому коллективу, по ипотечникам. Данные новации направлены на усиление роли судебной системы по гражданскому судопроизводству.

Усиливаются требования к действующим судьям. Будет разработан новый этический кодекс судьи, расширятся возможности граждан по жалобам на действия судьи в судебное жюри.

В составе судебного жюри предлагается создать две самостоятельные комиссии – квалификационную и дисциплинарную. В компетенцию обновленного жюри предлагается ввести вопросы проверки действующих судей на предмет профессионального соответствия занимаемой должности раз в пять, затем – в десять лет, а также при участии в конкурсе на занятие должности в вышестоящий суд.

Предлагается преобразовать Высший Судебный Совет в постоянно действующий орган со своим штатом сотрудников. Такая практика применяется во многих западных странах. В Италии, Франции, других странах половина членов ВСС состоит из судей, а другая – из прокуроров, адвокатов и профессоров юриспруденции. Все члены ВСС на определенный период освобождаются от своей основной работы и занимаются исключительно подбором кадров. Данное новшество позитивно скажется на кадровой политике по отбору судей. 

Резюмируя изложенное, председатель Верховного Суда отметил, что предложения, поддержанные Национальной комиссией, должны быть внесены в ближайшее время на рассмотрение Главы государства. 

Азамат Болатулы,

судья Костанайского городского суда