Президент страны Нурсултан Назарбаев на XVI очередном съезде партии «Нұр Отан» выдвинул 5 институциональных реформ: формирование современного государственного аппарата; обеспечение верховенства закона; индустриализация и экономический рост; нация единого будущего; транспарентное подотчетное государство. Одна из перечисленных выше реформ - «Обеспечение верховенства закона», непосредственно касается судебной системы республики. Меры по её дальнейшему совершенствованию, указанные в плане, предусматривающем 100 конкретных шагов по реализации этих реформ, будут способствовать повышению доверия граждан, эффективности судебной системы и усилению борьбы с коррупцией.
Исполнение институциональной реформы «Обеспечение верховенства закона» предполагает разрешение следующих вопросов, связанных с судебной системой Республики Казахстан:
- оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой;
- ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности;
- выделение Института правосудия из структуры Академии государственного управления в целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики;
- усиление подотчетности судей, разработка нового Этического Кодекса судей;
- внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов;
- расширение области применения суда присяжных;
- обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах;
- создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам;
- создание в г.Астане международного арбитражного центра AIFC ;
- создание Международного Совета при Верховном Суде Республики Казахстан;
- сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения процедур и ускорения процесса.
В этой статье хотелось бы акцентировать внимание на вопросе перехода с пятиступенчатой системы правосудия на трехуровневую.
Президент определил оптимизацию инстанции судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию – переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная). Это очень правильный и своевременный подход. Из-за прохождения пяти инстанций рассмотрение дел нередко затягивается на длительное время. Нигде в мире нет надзора, все дела завершаются уже на кассационной стадии. Стороны не могут судиться бесконечно долго, в каждом деле должна быть поставлена окончательная точка без всякой волокиты. И самое главное, тот или иной судебный акт должен быть законным и справедливым.
При переходе к трехуровневой системе районные, городские и приравненные к ним суды будут осуществлять судопроизводство первой инстанции, в областных сосредоточится апелляционная инстанция, в Верховном суде – кассационная. Задача состоит в том, чтобы основная часть судебных дел находила свое разрешение на местах. За Верховным судом сохраняется функция обеспечения единообразной судебной практики по республике.
Вместе с тем, по вопросу кассационной инстанции в настоящее время ещё идут дебаты о передаче данных полномочий в ведение Верховного суда или создании отдельных окружных кассационных судов. Есть мнение, что создание окружных кассационных судов было бы более правильным, поскольку это обеспечит независимость судебных инстанций друг от друга и оградит от влияния местной исполнительной власти. Создание окружных кассационных судов способствовало бы выработке единообразной практики применения законодательства и обеспечению верховенства закона. Передача же полномочий кассационной инстанции Верховному суду превратит высший орган судебной власти в очередную судебную инстанцию. В то время как Верховный суд должен осуществлять функции по обобщению практики, вырабатывать нормативные постановления, заниматься научно-консультационной деятельностью. Пересмотр того или иного дела в Верховном суде должен быть только в исключительных случаях, когда идет разная и противоречивая судебная практика или когда принятый судебный акт может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности страны.
Тем не менее, независимо от того, в чьё ведение будут переданы полномочия кассационной инстанции, оптимизация судебных инстанций без сомнения будет способствовать более оперативному и качественному разрешению споров в судах.
Нурлан Бекишев
председатель Житикаринского районного суда