Судья СМУС Костанайской области, Сагиндыкова А.О. «100 шагов» как путь к дальнейшему развитию и процветанию государства. Новый этический кодекс судей как один из конкретных шагов к современному государству.

Версия для печатиВерсия для печати

В любом развитом демократическом государстве верховенство права содействует развитию стабильной и демократической политической системы, эффективному функционированию экономических структур, а также продвижению и защите прав человека. Президент страны Н.А. Назарбаев в Плане нации «100 конкретных шагов. Современное государство для всех» уделил пристальное внимание обеспечению верховенства закона, где особое место отводится реформированию судебной системы.

Общеизвестно, что в условиях демократического общества и правового государства наиболее совершенной системой, призванной разрешать конфликты, считается судебная, основным звеном которой является судья. Профессия  судьи носит государственный характер, поэтому их деятельность должна соответствовать высоким моральным нормам. Особенно судьи должны иметь такие личные качества как чувство долга, ответственности, справедливости, ведь их профессиональная деятельность до мельчайших деталей урегулирована законом. Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее его соблюдение. Деятельность суда затрагивает интересы многих людей в сфере решения их социальных и межличностных конфликтов, поэтому проблемы нравственности всегда сопровождают судей. Особенности профессии судьи  обусловливают необходимость существования кодекса судейской этики.

Кодекс судейской этики, принятый на V съезде судей в 2009 году представляет собой совокупность норм, правил поведения судей - носителей судебной власти и членов судейского сообщества. Имеются ввиду работающие судьи и судьи, пребывающие в отставке. Высокий статус судьи, особая важность выполняемой государственной функции, исключительные профессиональные требования создают многосторонность судейской этики, которая диктует правила поведения судьи как на службе, так и вне ее, как в отношении действующего судьи, так находящегося в отставке. Соблюдение норм судейской этики является одним из главных правил, которым обязан следовать судья. Именно этика судьи является тем мерилом доверия общества к судебной системе, в котором нуждается любое правосудие. Судья должен избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи, вызвать сомнение в надлежащем исполнении им своих обязанностей.  Правосудие не может существовать без честного и независимого судейского корпуса. Для обеспечения его честности и независимости судья обязан принимать участие в формировании, поддержании высоких норм судейской этики и лично соблюдать эти нормы. Результат деятельности независимого судьи - это законное, справедливое и гуманное решение. Гарантируя независимость и невмешательство в деятельность судебной власти, законодатель предъявляет исключительно высокие требования к судье как к носителю судебной власти. На него возложены обязанности соблюдения моральных и этических норм поведения при отправлении правосудия и в повседневной жизни. То есть разборчивость и осторожность, безупречность во вне служебном поведении является неотъемлемым качеством каждого судьи. В личной жизни от судьи требуется скромность, умеренность, порядочность, забота о членах семьи и соблюдение ими нравственных норм.

Действующий кодекс судейской этики, с учетом сегодняшних реалий уже не соответствует тем изменением, которые произошли как в судебной системе в частности, так и в стране в целом. В стране полным ходом идет реформирование государственного аппарата, правоохранительной и судебной системы. В связи с чем назрела необходимость в обновлении и совершенствовании кодекса судейской этики, который бы более углубленно и полно регламентировал поведения судей как при осуществлении ими профессиональной деятельности, так и поведения в повседневной жизни.    

В связи с чем одним из предложений, которое Глава государства включил в План нации является  разработка нового кодекса судейской этики. Ведь профессиональная судейская этика – это главное направление, которое требует кардинальных решений. Граждане будут иметь возможность обжаловать в Судебном жюри действия судей, которое будет функционировать при Верховном суде РК. «Судья своим поведением, умом, внешним видом должен олицетворять законность, справедливость и неподкупность», - это изречение главы государства как нельзя лучше определяют статус служителя Фемиды в нашей стране. Принятие нового кодекса должно способствовать формированию у судей новых взглядов и сознание, а также положительным образом повлиять на их повседневное поведение. Судья в современном обществе должен соответствовать своему высокому статусу, быть профессионально подготовленным, обладать высокими деловыми и морально-этическими качествами. Демонстрировать и продвигать высокие стандарты поведения с целью укрепления веры общественности в судебную систему для поддержания независимого правосудия. Судья в своей работе должен обеспечить право каждого человека на справедливое судебное разбирательство. Кодекс судейской этики должен содержать стандарты поведения и профессиональной этики судей в любой ситуации, будь то при отправлении правосудия или повседневной жизни. Ответственность за соблюдения этических норм и стандартов поведения возлагается в первую очередь на самого судью. Судья является публичной личностью, и от его поведения на работе и в быту, будет зависеть  уровень уважения и доверие проявляемого гражданами как к самому судье, так и к судебной системе и государству в целом.  Кодекс судейской этики должен быть не просто красиво написанной декларацией, а реальной действующей ценностью, по которой бы сверяли свои слова и поступки все судьи.

 

            Президент нашей республики Н.А. Назарбаев объявил о начале реализации своей предвыборной программы «100 конкретных шагов. Современное государство для всех». Как заявил глава государства эта программа ответ на глобальные внутренние и внешние вызовы, а так же план казахстанской нации по вхождению в группу наиболее развитых стран мира.

         По сути, это план  по коренному изменению страны и воплощению тех институциональных реформ, которые ранее анонсировал президент. Объединив усилия всего народа, Казахстан может создать собственное экономическое чудо, сделав качественный рывок в экономическом развитии. Для этого стране нужно пройти 100 шагов по реализации 5 институциональных реформ: формирование современного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, создание нации единого будущего и построение транспарентного подотчетного государства. Программа «100 шагов» является продолжением ранее принятых программ   Стратегии-2050 и Послания "Нұрлы жол – путь в будущее", направленных на превращение Казахстана в современное процветающее государство.

         Проведение экономических реформ и эффективное функционирование экономических институтов и структур государства невозможно без законодательной базы, которая является фундаментом, основой  развития любой страны.  Поэтому наш президент одной из институциональных реформ выделил обеспечение верховенства закона, уделив данной реформе 18 шагов, где особое место занимает реформирование судебной системы.

         Изменение судебной системы является важнейшим фактором экономического развития. Наше государство давно уже придает большое значение учебе молодежи и высокопоставленных чиновников за рубежом.   Президентом поставлен вопрос о кардинальном изменении судебной системы. Необходимо обратить внимание на такие шаги программы, как учреждение отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам, создание в Астане международного арбитражного центра на примере опыта Дубая, внедрение лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных судей и юристов. Без правовой защиты инвесторов, без арбитража, развитие экономики невозможно.  Надо не просто привлекать инвестиции, а осваивать западные деловые стандарты и практику. Каковы бы ни были сегодня дефекты западной экономики, коренное содержание этих стандартов и практик создает основные предпосылки для экономического и социального прогресса. Переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой  (первая, апелляционная, кассационная). При этом, первая и апелляционная инстанции будут также функционировать на местах (в районных, городских и областных судах), кассационная инстанция будет находится в столице республике Работа в данной направлении проводится Верховным Судом Казахстана, на уровне местных судов подготовлены списки наиболее опытных достойных кандидатов, желающих работать в кассационной инстанции. Ужесточение квалификационных требований и механизма отбора кандидатов на судейские должности, обязательная норма - 5 лет стажа участия в судебных процессах, внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений, кандидаты в судьи будут проходить годичную стажировку в судах с выплатой стипендии, после завершения годичной стажировки судьи будут проходить годичный испытательный срок. Данный шаг направлен на улучшение качественного состава судейских рядов, позволит уменьшить количество случайных сотрудников, на работу поступят подготовленные специалисты. Отрадно ведение пятилетнего стажа участия в судебных процессах, работать судьями будут люди, осведомленные  о работе судебной системы изнутри. Расширение области применения суда присяжных, законодательное определение категории уголовных дел, по которым суд присяжных должен являться обязательным. Это позволит более широким слоям населения участвовать в отправлении правосудия, уменьшить количество недовольства со стороны населения к судебной системе, поскольку правосудие становиться «прозрачным» для населения.

         Программа нашего президента План нации «100 конкретных шагов. Современное государство для всех» очень обширная, большие изменения планируются в государственной службе и правоохранительной системе Программа вызвала оживление в мировом экономическом сообществе. «Сейчас правительство осуществляет широкий круг структурных реформ, это должно поднять продуктивность страны, диверсифицировать экономику, помочь уйти от зависимости от нефти, газа и природных ресурсов», - заявил профессор экономики Нью-Йоркского университета, президент компании RGE Monitor Нуриэль Рубини. «Мы находимся в правильном месте в правильное время, когда Казахстан стартовал с одной из самых амбициозных программ в мире. Когда я читал эту программу, у меня было ощущение, что я читал программу правительства Сингапура. Я думаю, многие европейские правительства могут такой программе только позавидовать», - сказал президент Сбербанка России Герман Греф. Программа лидера нации Н.А. Назарбаева прогрессивная, амбициозная, детально проработанная, где каждый шаг подробно расписан. Несмотря на колоссальный объем работы, внешние и внутренние вызовы, она призвана консолидировать усилия всего народа, программа является Планом нации.